Беларуская моваРусскийEnglish
logo
Беларуская моваРусскийEnglish

Новости

15 Апр 2016

В Гомеле продолжатся концерты цикла «Наши традиции»

Очередной концерт гомельских городских оркестров из цикла «Наши традиции» состоялся на сцене колледжа искусств имени Соколовского.

Поклонники классической музыки, как правило, не пропускают ни одного концерта, проходящего на сцене Гомельского колледжа искусств. И нужно отдать должное организаторам этих мероприятий – они не перестают удивлять зрителей. Каждый концерт преподносит любителям классики новый приятный сюрприз.

В первом отделении очередного такого мероприятия слушатели смогли насладиться тремя концертами Вивальди для гобоя в исполнении педагога музыкального колледжа при Белорусской государственной академии музыки Сергея Тумаркина и его учеников. Второе отделение концерта дало зрителям возможность лично оценить игру специального гостя программы. Им стал «болгарский Паганини» Павел Минеев, лауреат многочисленных конкурсов и один из самых выдающихся скрипачей нашего времени.

Как рассказал главный дирижёр Гомельского симфонического оркестра Мурад Ассуил, приятные сюрпризы для любителей классической музыки на этом не заканчиваются. Впереди их ждут ещё несколько концертов цикла «Наши традиции» 

10 Апр 2016

Культурные люди

В Гомельской городской центральной библиотеке имени Герцена прошла вторая встреча в рамках проекта «Культурные люди».

Гостем встречи стал главный дирижер Гомельского симфонического оркестра – Мурад Ассуил! Молодежь Гомеля получила уникальную возможность познакомиться с музыкальным деятелем родного города, услышать историю его профессионального становления, задать интересующие вопросы.

К сожалению, современная молодежь все меньше интересуется элитарной культурой, классическая музыка зачастую становится слишком сложной для восприятия молодых людей, которые отдают предпочтение незамысловатым композициям современности.

Но образованный человек в обязательном порядке должен иметь представление о классических видах и направлениях искусства, ведь это признак хорошего вкуса и культурной подкованности.

Проект «Культурные люди», организуемый Гомельской ГО ОО «БРСМ» и Гомельской городской центральной библиотекой имени Герцена, призван познакомить молодых людей с талантливыми представителями культуры Беларуси и ближнего зарубежья, расширить их кругозор в области современного искусства, научить разбираться в многообразии форм и методов.

БРСМ
28 Мар 2016

Главный дирижёр Гомельского симфонического оркестра Мурад Ассуил рассказал о себе

Подданный  Королевства Марокко, на книжной полке которого стоят любимые французские писатели Золя, Гюго и Бальзак.  Обладатель чёрного пояса по карате-до,  название которого, кстати, в переводе с японского значит «путь пустой руки». Только его руки отнюдь не пусты. Они способны наполнить концертный зал прекрасными мелодиями, способными окрылить и возвысить чувства человека. «Я разговариваю на марокканском диалекте арабского языка, знаю французский, английский, немного немецкий, – говорит о себе главный дирижёр Гомельского симфонического оркестра Мурад Ассуил. – Но главный мой язык, который понятен всем без исключения, – это, конечно, язык музыки». О том, как после многих лет занятий боевыми искусствами и упражнений на фортепиано Мурад Ассуил пришёл к дирижированию, он рассказал журналисту «ГВ».

Что может быть лучше?

– В моей семье не было музыкантов, но родители всегда слушали классические произведения. Отец – по образованию преподаватель русского языка и литературы –приехал учиться в Минск из Марокко. Это африканская страна оливковых рощ, гор и пустынь, которые омывают Средиземное море и Атлантический океан. 

Вопрос о том, будет ли юный Мурад заниматься музыкой, у его родителей не подвергался сомнению. Будущий дирижёр учился в музыкальной школе, затем в Минском государственном музыкальном колледже имени М. И. Глинки. Четыре года занятий на фортепиано, поездки, лауреатства в международных конкурсах. 

– На третьем курсе у меня появилось непреодолимое желание заниматься дирижированием, – вспоминает Мурад Ассуил. – Мой преподаватель по фортепиано Наталья Майорова тогда сказала: “Мурад, запомни: самые трудоспособные, умные и талантливые музыканты становятся солистами, и все ими восхищаются, а те, кто чуть-чуть похуже, садятся в оркестр. Те, кто ещё хуже, становятся дирижёрами. Они начинают себя реализовывать, не умея по-настоящему хорошо владеть инструментом”. Но это совершенно не так! И такое мнение, скорее всего, связано со специфическим чувством юмора музыкантов. Иногда же случай решал всё. Например, великий Евгений Мравинский, на которого молились и которым восхищались все музыканты, стал дирижёром после того, как, придя с мороза, начал играть неразогретыми руками на рояле. В результате случился мышечный спазм, который впоследствии стал причиной болей в кисти. Пришлось оставить инструмент». – Почему я стал дирижёром? – задаётся вопросом Мурад. – Когда занимался на фортепиано, понял, что оно не выражает всей глубины того, что я чувствую, поэтому мой выбор пал на оркестр, где много голосов и тембров. Что может быть лучше симфонического оркестра? Наверное, ничего...

От экспрессии к спокойствию

–  У дирижёров есть такое понятие – «намахаться». Поясню. Часто бывает, чем моложе дирижёр, тем больше он вкладывает в работу движений, экспрессии, эмоций, и чем взрослее становится, тем больше в его манере спокойствия. Чаще всего дирижёры становятся известными годам к 35-40, при этом продолжают ещё считаться молодыми. Первый же мой концерт в качестве дирижёра симфонического оркестра состоялся в Бресте, когда мне было 23 года. Тогда мы представили публике две сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига. 

– Для многих зрителей дирижирование представляется набором хаотичных движений, – перебиваю Мурада Ассуила. 

– Не буду отрицать, люди моей профессии часто играют на публику, которой нравится экспрессия, вскидывание рук, взмахивания головой, повороты в зал. Я не скажу, что это не нужно, но такой подход к работе часто вредит исполнению и мешает оркестрантам. После таких выступлений от зрителей можно услышать: «Как красиво дирижёр показывал первым скрипкам, когда им вступать», а в этот момент первые скрипки про себя могли думать: «Господи, что он делает?!»– Иногда дирижёра сравнивают с регулировщиком движения на автотрассе. 

– Это не совсем верно, – поправляет Мурад, – потому что оркестр – это целый конгломерат, сплав разных по психологии и характеру людей, которых нужно объединить жестами, мимикой, выражением глаз. Это всё сводится к тому, что часто дирижёрам просто не хватает времени для игры на публику. Взглядом маэстро подготавливает музыканта и говорит ему, когда вступать. Если кто-то в этот момент ещё вступает, нужно посмотреть и на него и  «отдать руку». Дирижирование – сложная материя, которой учатся не один год, а всю жизнь!

О, спорт – ты музыка!

– Для дирижёра есть два очень хороших вида спорта – фехтование и плавание. Плавание расслабляет мышцы, а фехтование даёт свободу управления руками, так как у дирижёра должно быть подвижно всё. Начиная от кончиков пальцев, кисти и заканчивая  плечом, – подчёркивает Мурад Ассуил. 

Интересно, что перед тем как начать дирижировать, Мурад Ассуил 11 лет занимался карате-до и стал в этом виде спорта Чемпионом Европы.

– Отец хотел, чтобы я занимался боксом, а мама бальными танцами. В результате выбрали что-то среднее. Карате воспитывает волю – самое главное качество для дирижёра, развивает внутреннее спокойствие при повышенной деятельности и дисциплину. Эти качества также необходимы при работе с оркестром. На тренировках мы отрабатывали ката – вели бой с воображаемым противником. Эти упражнения формировали отточенность движений, что немаловажно и при овладении дирижёрской палочкой. Так что у карате и дирижирования много общего. 

– Вы и в поединках участвовали? – интересуюсь.   

– Конечно, но так как карате относится к благородным видам единоборств, то во время боя можно было ударить только в корпус, но никак не в лицо. Нужно было останавливать руку в сантиметре от головы, иначе судья ставил штрафное очко.Какое-то время Мурад Ассуил занимался и лёгкой атлетикой. 

– Мы, марокканцы, – народ бегающий. Особенно много спортсменов, посвятивших себя длинным дистанциям, – подчёркивает Мурад Абдельхамидович. – Вообще дирижирование – это физический труд. Сильно изматывает не столько сам концерт, а репетиция, где и  «делается» произведение. Поэтому, чтобы меньше уставать, я посещаю и тренажёрный зал. 

dirizher3

Табельное оружие маэстро

– Недавно уронил на концерте палочку. Взмахнул и зацепился за дирижёрский пульт, – вспоминает каверзный эпизод Мурад Ассуил. – Возник небольшой конфуз, но концертмейстер мне её подала. Вообще, палочка для дирижёра – это как табельное оружие для офицера, которое нельзя ломать и тем более выбрасывать. Палочка, которой сейчас дирижирую, из Австрии, – Мурад показывает своё орудие труда. – Достаточно тяжёлая, выполнена из пластика, а рукоятка в форме набалдашника сделана из пробкового дерева. Это очень удобно для моих пальцев.  Самой же дорогой для меня палочкой является та, на которой написано с одной стороны «Юрий Симонов», а с другой моё имя. Главный дирижёр  Академического симфонического оркестра Московской филармонии подарил мне её после мастер-класса. Сейчас она лежит в красивом футляре. 

Но не палочка главное в дирижировании, уверен Мурад: 

– Важно наладить хорошие отношения с оркестрантами, стать им другом, товарищем, с которым бы музыканты не боялись говорить о своих проблемах. При этом артисты должны знать, что ты начальник, лидер с несгибаемым внутренним стержнем. Человек, которого уважают и за которым все идут.   

Рахманинов до слёз

– Классические произведения могут оказывать на человека сильное воздействие, – уверен Мурад Ассуил. – Музыку барокко любят учёные, преподаватели,  доктора, инженеры. Она помогает расслабиться и в то же время думать. Бах, Верди, Вивальди, Глюк, Гумель, Гендель – их всеобъемлющие композиции побуждают к осмыслению жизни.  Эта музыка возвышает человека. Бетховен – человек, который  описал жизнь во всех проявлениях. Красота, идеалистичность природы, судьба человека – всё это есть в его музыке. После него пошли романтики: Лист, Шопен, Вагнер, Шуман, Чайковский. Они говорили исключительно о любви. Учёные проводили эксперимент, заводили людей в тёмную комнату и включали 2-й концерт Рахманинова. Кстати, первую часть этого концерта можно будет услышать в исполнении Гомельского симфонического оркестра 29 марта в 18.30 в колледже искусств имени Н. Ф. Соколовского. Так вот, люди слушали эту музыку и рыдали от переполнивших их чувств. Любой человек, у которого были в жизни разочарования, трагедии, неудачи, воспримет произведения Рахманинова близко к сердцу.  Я убеждён, что каждая нота каждого композитора способно проникать глубоко в душу человека.

dirizher1

Титаны саундтреков

– Титанов среди композиторов, сочиняющих классическую музыку, сейчас нет. Скорее, есть титаны саундтреков, на которых не грех смотреть и классическим композиторам. Академисты часто раскидывают «пальцы веером» и говорят, что для кино пишут лёгкую музыку. Это отнюдь не так. Саундтреки – это действительно качественная, красивая музыка. Возьмите Циммера, Коччанте, Бадельта, Артемьева и, конечно же, Эннио Морриконе. Бельмондо сделал образ в фильме «Профессионал», но не будь его, это, скорее всего, получилось бы у Алена Делона. А вот без мелодии Chi Mai это мог бы быть совсем другой фильм. 

– А вы не пробовали писать как композитор? – любопытствую.

– Я только начинаю это делать. Есть какие-то вещи, к которым приходишь в определённом возрасте. Спросили бы меня год назад, буду ли заниматься сочинительством. Я бы ответил: «Нет». Но жизнь меняется, и ты ищешь для себя новые формы самовыражения.

Классическая музыка должна оставаться искусством

До середины XIX  века дирижирование спиной к публике считалась неуважительным. И первым, кто «отвернулся» от слушателей и стал лицом к оркестру, был Вагнер. 

– Это восприняли как скандальный поступок. В Европе есть залы, построенные по принципу Колизея, например,  Альберт-холл в Лондоне. Там зрители до сих пор могут наблюдать весь спектр эмоций дирижёра. И это в какой-то степени привлекает публику. Привлекают внимание и нестандартные постановки. В той же Англии поставили «Лебединое озеро», где под музыку Чайковского, как на дискотеке, танцевали матросы. В какой-то степени в данной постановке это было оправдано. Но часто бывает так: что хорошо для публики – плохо для симфонического оркестра. Поэтому я не хочу пиарить классическую музыку какими-то из ряда вон выходящими скандальными  способами. Классическая музыка должна оставаться искусством.

При этом Мурад Ассуил признался, что с каждым годом у него возникают новые творческие потребности, и он хотел бы попробовать себя в роли режиссёра-постановщика спектакля или фильма. 

– Меня всегда к этому тянуло. Есть идеи и мысли, которые я мог бы реализовать. Сейчас пишу в стол что-то, напоминающее произведения из цикла «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. Может быть, в ближайшие годы издам книгу, – делится планами Мурад Абдельхамидович и добавляет: – Я активный человек. Мне очень хочется, чтобы всё, что делается в сфере культуры и особенно классической музыки в Гомеле, являлось по-настоящему масштабным событием. Также хочу как можно быстрее добиться результатов и от симфонического оркестра. Успехи во многом зависят от  напряжённости занятий и интенсивности мышления. Чем больше ты вкладываешь в дело, тем больше получаешь. Невозможно заниматься какими-то вещами отстранённо. Я одержим дирижированием, и если бы у меня была возможность, делал бы это каждый день, работая без выходных.

24 Мар 2016

Гомельский симфонический и эстрадно-духовой оркестры приглашают на концерт

В буквальном смысле парадом солистов порадует гомельчан  эстрадно-духовой оркестр под руководством Валерия Кравца, который выступит 25 марта в ГЦК в 18.30. За ним последует ещё один проект главного дирижёра Гомельского симфонического оркестра Мурада Ассуила «Наши традиции», который начнётся 29 марта в 18.30 в колледже искусств имени Н. Ф. Соколовского  с концерта «Магия рояля. От Гайдна до Чайковского». 

– У гомельчан появится возможность соприкоснуться  с высоким искусством в исполнении приезжих артистов и насладиться музыкальными талантами нашего города, потому что духовой оркестр обладает целой палитрой замечательных исполнителей, которые могут сольно сыграть самые выдающиеся мировые  хиты, –  подчеркнул на брифинге, посвящённом концертной программе Гомельских городских оркестров, художественный руководитель эстрадно-духового оркестра Александр Середа. – А так как в этом году отмечается 75-летие со дня рождения известного белорусского певца и музыканта Владимира Мулявина, то мы включили в концерт и несколько его лучших произведений, – добавила главный администратор Гомельских городских оркестров Алёна Головань. – А для того чтобы придать выступлению музыкантов ещё большую динамику, на сцене выступит заслуженный любительский коллектив Беларуси ансамбль танца «Дружба».

Говоря о проекте «Наши традиции», главный дирижёр Гомельского симфонического оркестра Мурад Ассуил отметил, что он будет реализовываться в течение полутора месяцев: 

– На первое выступление 29 марта мы пригласили Народного артиста Беларуси Игоря Оловникова со своими учениками. И это неслучайно, так как название цикла «Наши традиции» связано с тем, что на этих концертах будут выступать самые лучшие и прославленные музыканты и педагоги, которые работают в академической сфере искусства нашей страны. Так, 29 марта симфоническим оркестром нашего города будет дирижировать заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Анатолий Лапунов, который около 30 лет проработал в Белорусском государственном академическом музыкальном театре.

Также Гомельский симфонический оркестр в рамках цикла «Наши традиции» даст ещё три концерта: 13, 20 и 27 апреля. На одном из них выступит белорусская оперная певица Людмила Колос со своими учениками-вокалистами. Завершится музыкальный марафон 13 мая концертом, посвящённым главному дирижёру Брестского симфонического оркестра Александру Сосновскому.

Читать полностью: http://www.newsgomel.by/news/gomelskiy-simfonicheskiy-i-estradno-duhovoy-orkestry-priglashayut-na-koncert

29 Фев 2016

В гостях Мурад Ассуил

1457014865_dsc_017829 февраля прошла вторая встреча в рамках молодежного проекта «Культурные люди». В этот раз о своем секрете успеха, увлечениях и кумирах рассказал главный дирижер Гомельского симфонического оркестра Мурад Ассуил.

В гомельском оркестре Мурад Ассуил работает с октября 2015 года. До этого он окончил Белорусскую государственную академию музыки, стажировался в симфоническом оркестре Брестского академического театра драмы.

Мурад Ассуил дирижировал оркестром в концертах и различных проектах, среди которых «Симфония на пуантах» на музыку П.И.Чайковского, «Песня Сольвейг» на музыку Э.Грига, «Трагедия и триумф Кармен» по Ж.Бизе, проект «Парад молодых дирижеров» и др.

На счету музыканта участие и победы в международных конкурсах пианистов в Беларуси, Франции, Марокко, России. Он стал победителем конкурса молодых дирижеров, посвященного 80-летию Белорусской государственной академии музыки. В 2013 году дошел до второго тура III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижеров им. И.А. Мусина. В 2014 г. принимал участие в международном мастер-классе народного артиста России Юрия Симонова.

Молодой человек настолько увлечен своим делом, что даже суперспособность выбрал бы себе связанную с оркестром. Мурад Ассуил не переставал быть дирижером даже на встрече: он постарался найти общий язык с каждым гостем, прекрасно взаимодействовал с залом, с удовольствием отвечал на вопросы и очень внимательно прислушивался к пожеланиям, связанным с работой оркестра.

26 Фев 2016

Гомельский симфонический оркестр представил новую программу «Восточные сказки»

Новая программа «Восточные сказки» городского симфонического оркестра под управлением Владимира Милютина собрала поклонников классической музыки в Гомельском колледже искусств имени Н. Ф. Соколовского.

Настоящий сладкозвучный подарок приготовил творческий коллектив меломанам областного центра: помимо бессмертных произведений Римского-Корсакова «Шехеразада» и «Садко», гости вечера оценили сюиты из мультфильма «Аладдин» Алана Менкена, а также балета «Роксолана» Дмитрия Акимова.

Как отметил дирижёр Владимир Милютин, «Восточные сказки» в первую очередь ориентированы на молодого слушателя:– Мы создавали проект исходя из предпочтений подрастающего поколения, вот почему в репертуаре нашлось место не только классическим, но и современным произведениям.

По его мнению, на сложные программы ходит всё меньше людей, поэтому у публики, в особенности юной, интерес к классике следует подогревать систематически:

– Многие постепенно отказываются от посещения концертов, предпочитая сидеть в четырёх стенах и слушать любимые композиции за компьютером. А ведь музыка в записи мертва, статична. Только когда инструмент передаёт свою вибрацию залу, зритель испытывает самые яркие эмоции, и в его сознании рождаются выразительные ассоциации.

Читать полностью: http://newsgomel.by/news/gomelskiy-simfonicheskiy-orkestr-predstavil-novuyu-programmu-vostochnye-skazki

28 Янв 2016

Гомельский симфонический оркестр. «Симфония на пуантах».

Вчера впервые за много времени нам не хватило музыки.

Концерт закончился, а душа требовала продолжения. И не только нам не хватило. От зрителей тоже слышали, что время пролетело мгновенно, а наслушаться так и не успели...

Вчера вечером мы ходили на великолепный и очень необычный концерт "Симфония на пуантах". В исполнении Гомельского симфонического оркестра под управлением главного дирижера Мурада Ассуила прозвучали шедевры мировой классики П.И. Чайковского. Это музыка из балетов "Щелкунчик", "Лебединое озеро" и "Спящая красавица", которую каждый из нас прекрасно знает с детства.

Все прозвучавшие произведения можно назвать лучшими страницами балетной музыки Петра Ильича Чайковского.

О том, как они создавались, как творил композитор, с какими трудностями сталкивался и какой успех его ждал, зрителям рассказал блестящий лектор-музыковед Белгосфилармонии Анатолий Давидович Порецкий. Он мастер слова! Его с интересом слушали зрители, а потом с замиранием сердца слушали музыку. Зал был практически полон, что очень порадовало всех. И оркестр отдал себя, свое настроение и энергию своему зрителю.

Ощущение праздника и душевного тепла не оставляет меня и сегодня.

17 Дек 2015

Мурад Ассуил о музыке, зрителях и 1 Форуме классической музыки. Гомель.

Несколько дней назад мы снова пообщались с Мурадом Ассуилом.

Главный дирижёр Гомельского симфонического оркестра сейчас очень волнуется. И повод для волнения очень даже приятный, особенно для жителей Гомеля.

653364_1000

С 13 по 17 декабря впервые в Гомеле пройдет 1 Форум классической музыки. Форум посвящен 245-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена.

Открытие форума состоится 13 декабря СЕГОДНЯ в колледже искусств имени Соколовского в 18-30.

У нас получилась очень интересная беседа, тем более, что мы с Мурадом знакомы больше года.

- Как и когда возникла идея форума? Почему Гомель? Какие произведения за это время прозвучат? Кто приглашен из артистов?

- Идея Форума пришла ко мне ещё год назад, когда я приехал в Гомель (абсолютно случайно), чтобы сделать программу с симфоническим оркестром. Меня удивило, что в таком большом городе как Гомель никогда не проводились недели классической музыки (форумы, фестивали), ведь классическая музыка должна всегда заинтересовать слушателей своей оригинальностью, красотой и мелодичностью. Также нельзя забывать про интеллектуальную составляющую. Классическая музыка заставляет задуматься над многими аспектами человеческого существования.

В этом году я решил посвятить Форум творчеству Бетховена, которому исполняется 245 лет со дня рождения, а его музыка по сей день актуальна, может даже больше, чем в его эпоху. Делать форум, посвящённый музыке одного гения непросто, поэтому я решил охватить не только творчество Бетховена, но и композиторов, которые воздействовали на него , и тех, кто стал его последователями. Но на открытии (13), вечере фортепианных сонат (16) и закрытии (17) прозвучит только Бетховен со своими гениальными творениями: 1,2 и 5 симфонии, увертюра "Эгмонт" ; 3 и 5 фортепианные концерты. Сонаты будут представлены Первой, Седьмой, Восемнадцатой, Авророй (21), Апассионатой (23) и Тридцатой.

Я попытался собрать на Первый Форум самых лучших белорусских исполнителей.

Прежде всего это пианисты: профессор Игорь Оловников, выпускники разных Академий музыки Андрей Иванов (Москва), Наталия Коротина (Киев), Евгений Спиридонов (Цюрих) Маргарита Трубкина (Минск).

Перейду к нашим приглашённым исполнителям на струнных инструментах: Олег Яцына - замечательный скрипач, поигравший под руководством Иегуди Менухина и многих других мэтров, Михаил Радунский - самый лучший виолончелист Беларуси (информацию скину ещё), альтистка Александра Иванова- лауреат международных конкурсов, которая уже преподаёт в БГАМ. С Радунским и Ивановой мы сыграем вечер камерной музыки (15), на котором прозвучат не только произведения Бетховена, но и его последователей Брамса и Бруха.

Большим событием станет приезд замечательного тенора, солиста Оперного театра Яноша Нелепы, который под мой аккомпанемент исполнит шедевры вокального искусства Бетховена и его "вокальных" последователей Шуберта и Шумана (14 декабря). В этом же концерте (впервые в Гомеле) сыграет духовой квинтет "Woodwind friends" с оригинальными обработками бетховенской музыки и композиторов, которые дали толчок его творчеству.

653808_1000

- Какие ожидания? Есть волнения, переживания? За что или за кого Вы больше всего волнуетесь?

Я не зря спросила про волнения... Несколько раз слышала о том, что Гомель в плане зрителей, а это второй город Беларуси по величине с населением почти 500 000, тяжелый. Думаю, что Вы это заметили и по своим концертам, а я знаю по своим приятелям и знакомым. Пришли с работы, поели вкусно, легли под телевизор и все, камень, даже если куплены билеты. "Не тревожьте, не волнуйте, я отдыхаю, я устал, мне так хорошо." Почему так происходит? Почему люди, даже интеллигенция, очень мало ходят на концерты классической музыки? ОЧЕНЬ МАЛО!!! Я считаю, что наш зритель ленивый. Что думаете Вы и как разбудить или возбудить интерес к искусству у гомельчан? Кстати, это не только музыки касается. Это выставки, музеи, театры...

- Я немного волнуюсь по поводу посещения концертов, вы абсолютно правильно сказали ,что люди не ходят на концерты и это печально, т.к. ни одному артисту, а тем более оркестру не хочется работать на полупустой зал. Конечно это первое такое солидное мероприятие такого рода, аж 5 концертов подряд, поэтому вопрос заполняемости зала очень актуален. Форум классической музыки планируется сделать ежегодным, посвящать его творчеству разных выдающихся музыкантов и, возможно, приглашать на гомельскую сцену зарубежных гостей. Так что, я думаю, интерес все равно будет и слушатель обязательно появится. 0_12712d_2f3e9f92_XXL

- На одной из экскурсий в известный концертный зал гид сказала, что на первые 2 ряда в театре билеты не продаются. Эти места всегда ждут местную интеллигенцию и никогда не бывают свободны. Именно интеллигенция, элита, так называемые "сливки общества" и создают артисту славу. Именно они, рассказывая близким, знакомым, коллегам о концерте, выставке, театре формируют интерес у населения города к мероприятию. И на каждое такое мероприятие организаторы приглашают по одному человеку из администраций учебных заведений, компаний, различных важных учреждений, СМИ. Мне тогда понравились слова гида, что прежде, чем продавать билеты в вип-ложу, надо научиться продавать дешевые билеты, доступные всем. Как думаете, почему у нас зал Соколовского часто заполнен только наполовину?

Неужели в таком большом городе нет столько интеллигенции, элиты, образованных людей, которым интересна классика в отличном исполнении, а исполнение великолепное!, чтобы заполнить зал? Что думаете Вы по этому поводу?

- Вот как раз интеллигенция и ходит на концерты. Да, симфоническая музыка, если только это не обработки песен Queen и Deep Purple, привлекает исключительно высокообразованных людей. Я же со своей стороны хочу сделать симфоническую классику доступной для простых людей, которые никогда не знали о существовании Брамса , или Шумана, донести до них зерно, квинтэссенцию замечательных симфонических произведений. А вот руководство своими отказами посещать концерты подаёт плохой пример, конечно не все такие, но тем не менее. На каждый концерт я отдаю около 10 пригласительных на начальство, из которых в лучшем случае приходит один человек. Мне хочется, чтобы оркестром гордились, а по факту, они попросту даже не знают о его существовании, или, что ещё хуже , игнорируют!!! СМИ тоже отдельная тема- вот сейчас к Форуму они активизировались, но что будет дальше?! Концерты симфонического оркестра надо рекламировать заранее, а не только снимать репортаж о том, что они (концерты) состоялись.

- Вы очень молоды и гениальны. Для этого не надо быть музыковедом, чтобы понять, что в Гомеле Вы надолго не задержитесь. Нет, не о планах вопрос, а о меценатах... У каждого таланта, дарования, гения был или есть свой меценат. Даже Гауди без Гуэля не много мог бы сделать и не в таком объеме реализовать свои мечты. Есть ли Вас меценат или Вы самостоятельно, благодаря своему таланту, заявляете миру о себе?

Татьяна, не пишите про гениальность! Я обычный музыкант, слуга композиторских идей, мецената у меня нет. Мне он может и не нужен. Он нужен оркестру, который еле сводит концы с концами. Мизерные зарплаты- от этого много хороших талантливых "играющих" музыкантов сидит по музыкальным школам.

Я ни в коем случае не хочу сказать что-то обидное, но... Педагогика зачастую с течением времени разрушает достижения солиста и оркестранта, на который кропотливым трудом и неимоверным упорством было потрачено в среднем 13-17 лет. Поэтому стоит задуматься! Играть, радовать публику, увидеть эти восторженные лица слушателей, наполненных радостью, забывших ненадолго о своих будничных проблемах, или закрывшись в 4 стенах по 7-8 часов в день продолжать корректировать положение смычка или писать календарно- тематические планы. Потому что я ещё раз повторяю! В Гомеле есть хорошие музыканты. И у меня к ним вопрос: "Где же Вы?"

И аналогичный вопрос и к меценатам, потому что я уверен, что есть неравнодушные к нашему непростому делу добрые люди.

У меня к Мураду осталось еще очень много вопросов, да и он хотел еще о многом рассказать, но, к огромному сожалению, времени в тот день у нас было просто в обрез.

Уверена, что в недалеком будущем мы снова встретимся и поговорим не только о музыке...

Если у вас есть вопросы к Мураду Ассуилу, то можете задать их в комментариях к этому посту. Он обязательно найдет время и ответит на них.

Мурад, концерт уже сегодня. Успехов!!!

17 Дек 2015

17 декабря в Гомеле завершатся Дни Бетховена

Вчера в колледже искусств имени Н. Соколовского состоялся четвертый концерт форума. Мероприятие «Парад пианистов. Вечер бетховенских сонат» собрало на одной сцене лауреатов международных конкурсов, а вел концерт кандидат искусствоведения, профессор Владимир Кокушкин.

В четверг, 17 декабря, в областном драматическом театре состоится торжественное закрытие форума. В концерте примут участие Гомельский симфонический оркестр (главный дирижер Мурад Ассуил), солировать будет лауреат международных конкурсов скрипач Олег Яцына. Прозвучат Пятая симфония и скрипичный романс. Впервые будет представлена хореографическая постановка, которая будет сопровождаться музыкой Бетховена. Она подготовлена детской хореографической школой искусств Гомеля (художественный руководитель Петр Свердлов).

4eeb55a5116d50b6502a5fa29a779f24 6b320a9b6ea760fdd7c3b0db9b48f25f 40a7fd851186c88cbff8be5d39ad1deb 72d95613945c9f37fd1730191b145cd9 213fde67196205b9524964e9e1f78ee3 344cc14023c83dedc24cca423b8cb5ff b76ed41dec15032afe7cbb4b3617847f b328f20a90c40af566d5dfb7d2a0cb8e ba9542624de6b0eefceefadcd2e4d1c1 fc47d6ee8deb3a9a853666fcf6ca5397

Источник: http://gp.by

14 Дек 2015

1 Форум классической музыки открылся в Гомеле. Беларусь.

Как многие уже знают, вчера мы ходили на открытие 1 Форума классической музыки, который состоялся в актовом зале колледжа искусств Соколовского. Могу сказать, что мероприятие это потрясающее и действительно является важным событием не только для города, как сказала ведущая, но и для Беларуси. То, что увидели и услышали вчера зрители, незабываемо и восхитительно!

Под сильным впечатлением расходились все домой.

Начну по порядку.

1 Форум классической музыки посвящен 245-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена. "Бетховен. Линии судьбы".

В концерте прозвучали лучшие сочинения великого композитора. Это увертюра "Эгмонт", отрывки из разных симфоний, Третий и Пятый фортепианные концерты.0_147414_bfcc8053_XXL

Гомельский симфонический оркестр под управлением великолепного главного дирижера Мурада Ассуила слушали, казалось, боги.

Это было что-то невероятное, волшебное, неповторимое...

Это был концерт от всей души для тех, кто пришел!

Это было начало Рождественской сказки, которая продлится пять вечеров.

Это лучший музыкальный подарок перед Новым Годом для жителей Гомеля!0_147409_7c81abfa_XXL

Своим мастерством потрясли и молодые солисты. Их игра на фортепиано блестяща!

В открытии 1 форума приняли участие лауреаты международных конкурсов, стипендиаты Специального фонда Президента РБ по поддержке талантливой молодежи Андрей Колотков и Татьяна Ким.

Несколько слов хочется сказать о ведущей.

Кандидат искусствоведения Наталия Ганул приехала из Минска. Она будет ведущей всех концертов форума.

Мне кажется, что очень мало людей могут именно так вести концерт и именно так представить и композитора, и его произведения, и историю их написания, и раскрыть тайны венского двора.

О том, как тонко и глубоко Наталия Ганул преподнесла некоторые эпизоды из жизни и творчества Бетховена, можно много говорить. Она дала для многих зрителей тему для разговора на весь вечер. В фойе колледжа зрители не только бурно выражали свои эмоции и впечатления от первого концерта, но и обсуждали жизнь Бетховена.

Мурад, Ваша работа восхитительна!

Спасибо за праздник для Гомеля и гомельчан!

Хочется верить, что 1 Форум классической музыки станет ежегодным праздником и превратится в международный фестиваль.

0_1473fd_6c397747_XXL 0_1473ff_a0f2c899_XXL 0_14740a_f44a485c_XXL 0_14740d_80e5da6e_XXL 0_147400_cc13821c_XXL 0_147401_9c1e6653_XXL 0_147403_496ff75a_XXL 0_147404_48df444f_XXL 0_147405_1a594d5_XXL 0_147407_302604b8_XXL 0_147408_c38abc6_XXL 0_147412_6aa92b9c_XXL 0_147416_77bf31f1_XXL

Сегодня в актовом зале колледжа искусств Соколовского в 18-30 состоится второй концерт форума "Бетховен и его эпоха".

В концерте примут участие Лауреат международных конкурсов, солист национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Янош Нелепа (тенор), а партию на фортепиано исполнит Лауреат международных конкурсов Мурад Ассуил.

Во втором отделении впервые в Гомеле выступит духовой квинтет "Woodwind friends". Художественный руководитель Максим Рассоха.

08 Дек 2015

В рамках Дней Бетховена в Гомеле пройдёт I Форум классической музыки

img_8502_0Уже в ближайшее время гомельчане смогут погрузиться в творчество одного из величайших композиторов, личность которого окружена множеством историй и мифов. Лекции, мастер-классы и встречи с минскими музыкантами – это лишь небольшая часть программы I Форума классической музыки, который с 13 по 17 декабря пройдёт в нашем городе в рамках Дней Бетховена в Гомеле. Вечерним продолжением форума станет серия концертов «Бетховен и его последователи». Об особенностях впервые проводимого в нашем городе мероприятия корреспонденту «ГВ» рассказали главный дирижёр Гомельского симфонического оркестра Мурад Ассуил  (на снимке справа) и директор Гомельских городских оркестров Станислав Лукьяненко (на снимке слева).

Гомель этого достоин

– Почему вы решили посвятить I-й Форум классической музыки творчеству Людвига ван Бетховена?

Мурад Ассуил: – В этом году исполняется 245 лет со дня рождения великого композитора. Мы хотим, чтобы форум дал понять широкой публике, что классическая музыка написанная Бетховеном, – это не такая уж и сложная для понимания материя. Его красивые и мелодичные произведения заставляют задуматься, расслабиться и очиститься от мирской суеты, соприкоснувшись с прекрасным. Очень хочется, чтобы такая музыка была услышана. 

Станислав Лукьяненко: – Гомель – крупный город, и он достоин подобных форумов, которые неоднократно проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Минске.

 – Кто стал инициатором мероприятия?

Станислав Лукьяненко:– Идею предложил Мурад Ассуил, который начинал сотрудничать с симфоническим оркестром в качестве приглашённого дирижёра, а с 1 октября стал его главным дирижёром. 

Мурад Ассуил: – У меня возникло желание выдвинуть классическую музыку в нашем городе на передний план. В Гомель приезжает множество звёзд эстрады, а концертов классической музыки, на мой взгляд, проходит недостаточно. В Минске опыт подобных форумов довольно большой. И они проводятся с огромным успехом. Приезжают Юрий Башмет, Владимир Спиваков и другие музыканты из ближнего и дальнего зарубежья. Особенность гомельского форума в том, что он даёт возможность услышать именно белорусских музыкантов. 

– В этом состоит главная цель проведения I-го Форума классической музыки в нашем городе?

Мурад Ассуил: – Идея форума заключается в том, чтобы провести серию концертов по популяризации классической музыки и познакомить гомельчан с лучшими музыкантами нашей страны. В Гомель приедут профессора Белорусской государственной академии музыки Игорь Оловников и Владимир Кокушкин, под руководством которого многие пианисты нашей страны в течение 50 лет изучали историю фортепьянного искусства. Выступят стипендиаты специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи: виолончелист Михаил Радунский, альтистка Александра Иванова, пианисты Андрей Колотков, Татьяна Ким и другие исполнители. Публика услышит солиста Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь тенора Яноша Нелепу. Впервые в Гомеле будет играть духовой квинтет «Woodwind friends» с программой «Эпоха Бетховена». Они исполнят произведения композитора  на пяти инструментах: флейте, гобое, кларнете, фаготе и валторне. 

Станислав Лукьяненко: – Помимо этого директор Гомельской детской хореографической школы искусств Пётр Свердлов готовит постановку танцевальных номеров на некоторые части симфоний Бетховена.

Человек эпохи

– Гомельские музыканты, как я понимаю, выступят на форуме в роли слушателей?

Мурад Ассуил: – Да, так как ещё одна цель форума – познакомить музыкантов нашего города со столичными коллективами, чтобы обменяться опытом. Это будет полезно, например, учащимся Гомельского государственного колледжа искусств имени Н. Ф. Соколовского, чтобы они понимали, чему их будут обучать в Минске, если они захотят продолжить образование в столичных вузах. Такие встречи полезны также в качестве стимула и хорошей мотивации для дальнейшего развития гомельских музыкантов. 

Станислав Лукьяненко:– Для всех желающих с 14 по 17 декабря в Гомельском государственном колледже искусств имени Н. Ф. Соколовского будут проходить мастер-классы и встречи с приглашёнными музыкантами. 

– Помимо музыкантов, с творчеством Бетховена, вероятно, будут знакомить и слушателей на вечерних концертах? 

Мурад Ассуил: – Перед выступлением исполнителей профессиональные музыковеды, ведущие расскажут про неоднозначную личность Бетховена и о том, как он писал свои произведения. От себя хочу добавить, что немецкий композитор отличался достаточно нестандартными способностями. Так, потеряв слух, он дирижировал 9-й симфонией, а уперев трость в грудь и приставив её к фортепьяно, улавливал вибрации клавиш, чтобы определить ноты. Такие факты говорят о том, что Людвиг ван Бетховен был поистине гениальным композитором. Как-то один оркестрант возмущался сложностью партий его очередной симфонии, на что музыкант ему ответил: «Это не Бетховен написал, это Бог написал моей рукой». Композитор очень хорошо осознавал свою гениальность, которую, уверен, смогут почувствовать гомельские слушатели. 

Станислав Лукьяненко: – Бетховен – это человек эпохи. Героический и поистине драматический композитор. Его можно было бы назвать своеобразной рок-звездой классической музыки XVIII века. К тому же, это один из самых известных композиторов. Все знают «Лунную сонату» Бетховена (настоящее её название «Соната в духе фантазии»). Все знают его произведение «К Элизе». Это достаточно популярные композиции, которые звучат в качестве рингтонов мобильных телефонов. Так что Бетховен не так далёк от массового слушателя.

– Возможно, его образ стоит воплотить на сцене Гомельского областного драматического театра, где будет проходить закрытие форума?

Станислав Лукьяненко: – Мы думали об этом, но сейчас не хотим раскрывать все тайны. Вполне вероятно, что кто-то из актёров драмтеатра предстанет перед гомельчанами в образе великого композитора. 

Культурный бренд

– Есть ли желание провести подобный форум в следующем году?

Мурад Ассуил: – В 2016 году исполнится 125 лет со дня рождения Сергея Прокофьева. Хотелось бы исполнить большинство произведений на следующем форуме из сочинений этого выдающегося композитора. Сейчас вопрос проведения второго форума классической музыки зависит от того, вызовет ли нынешнее мероприятие интерес у гомельской публики. Надеемся, что наш декабрьский проект сможет собрать вокруг себя достаточно слушателей. 

– В случае успеха смогут ли гомельчане увидеть на следующем форуме звёзд мировой величины?

Мурад Ассуил: – Безусловно, можно пригласить известных зарубежных музыкантов, певцов или дирижёров. Но для этого статус форума должен быть, на мой взгляд, выше, чем городской. Это должен быть фестиваль международного уровня.

– Придать ему такой высокий статус, как я понимаю, дело не одного года?

Мурад Ассуил: – Если у публики будет заинтересованность, то в принципе поднять форум до республиканского уровня можно и за месяц работы. Ведь у нас есть замечательный симфонический оркестр – настоящая визитная карточка города. За 26 лет своего существования он сумел сконцентрировать вокруг себя отличных музыкантов, способных играть чисто, красиво и быть посланниками идей великих композиторов в массы. В Гомеле есть все условия для превращения форума в настоящий культурный бренд города – музыкальные традиции, отличная школа и исполнители, а также концертные площадки. Так что шаг, который отделяет нас от того, чтобы, казалось бы, элитарное искусство стало массовым, совсем не большой.

12 Сен 2015

Гомельский городской симфонический оркестр выступил с концертом на площадке возле цирка

24 Фев 2015

Вечер памяти основателя Гомельского симфонического оркестра В.Д. Кравцова. Впечатления.

Знаете, есть музыка, которая тебя захватывает, берет в плен и долгое время не отпускает.

А может быть, не музыка берет, а исполнение, мастерство, талант, гениальность, некий гипноз...

Три дня я под гипнозом. Три дня я в объятиях звуков. Три дня я под впечатлением...

Мурад, простите. Я знаю, что Вы читаете мой блог, но это мое впечатление. Это то, что я хочу сказать. Это то, что я вынашивала столько времени. Мне нужно было осознать, принять музыку, пропустить через себя ее еще раз и высказаться... Эти эмоции я не могу держать в себе...

0_120523_e4116b0d_XXL

В пятницу мы с мужем и сыном были на концерте в колледже искусств им Н.Ф.Соколовского. Это был вечер памяти талантливого музыканта и чудесного человека, основателя Гомельского Симфонического Оркестра - Валентина Давидовича Кравцова.

О мастерстве исполнителей нашего Симфонического Оркестра знают все горожане, которые любят классическую музыку и с удовольствием ходят на концерты.0_12053b_581b8ff7_XXL

Однако, музыка для меня изменила "цвет" и приобрела некую полноту звучания, другой оттенок, другой мир с появлением дирижера Мурада Ассуила. Я уже несколько раз писала свои впечатления от его концертов. Впечатления эти невозможно передать словами, потому что всегда, закрыв дверь концертного зала, невозможно закрыть душу. Душа продолжает звучать, продолжает еще долгое время слушать услышанное и всем своим видом выражать эмоции. Улыбка с лица не сходит несколько дней, а окружающие оборачиваются, наблюдая счастливых людей...

Я редко бываю на концертах, когда в двух отделениях дирижируют два разных гения.

В первой части работал с оркестром Мурад Ассуил.

Ледяной Гений!!!

Пройдет немного времени и о нем заговорит весь мир. Он уже знаменит. Он будет очень знаменит!

Почему я так назвала его?

Во время концерта зрители редко видят лицо дирижера. Зрители видят, как правило, спину и руки...

Струна! Красивые движения, четкие, отработанные, ничего лишнего...

Музыка.

Музыка, которую пропускает через себя Человек, Дирижер...

Ты ничего и никого не видишь, тебя ни что не отвлекает. Ты окунаешься в мир волшебных звуков музыки. И музыка наполняет тебя, каждого, зал. Музыка наполняет планету.

Именно это чувство охватило меня на первом концерте Мурада Ассуила. Именно это чувство меня охватывает на каждом его концерте.

Человек, стоящий спиной, дает такую мощь и силу залу, что зал не в состоянии впитать всю эту энергетику сиюминутно. Вот и приходится ходить еще несколько дней, переживать все снова и снова...

Во время концерта, кажется, что музыканты не смотрят в ноты...

Он способен передать всю музыку глазами, легким поворотом головы, взглядом...

Мурад во время концерта творит чудеса. Он, как дар божий, доносит музыку, ее смысл, ее красоту каждому своему зрителю, каждому слушателю и каждому музыканту.

Эту музыку забыть уже невозможно никогда.

Во втором отделении концерта дирижировал Владимир Милютин.

Это совершенно другой человек, другой образ, другой формат. Бурные эмоции, восторг, жизнь, радости и горести...

Под его руководством, под эти удивительные звуки музыки Чайковский, казалось, сейчас выйдет на сцену и перескажет свою жизнь сам, проживет ее заново...

Оркестр звучал иначе, музыка была другой, широкой... Музыка была чарующей, уносящей...

Буря эмоций, ураган страстей, сильнейшее впечатление от концерта, который запомнят все зрители.

Этот концерт оставил свой след у каждого.

После концерта народ не хотел расходиться.

Обменивались впечатлениями, беседовали, спорили, доказывали... Но равнодушных точно не было.

09 Ноя 2014

Выступление симфонического оркестра в Гомеле

02_koncert_gomelВ колледже искусств имени Н. Ф. Соколовского прошло выступление симфонического оркестра Гомеля «Всей семьёй на концерт».

Порадовать себя и всю свою семью смогли гомельчане и гости города, насладившись удивительными звуками музыки. Программа концерта была подготовлена в соответствии со своим названием: здесь нашлись композиции для всех – от мала до велика.

Под руководством профессионального дирижёра Владимира Милютина выступили лауреат межреспубликанских конкурсов, стипендиат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи Ольга Макеева (фортепиано), лауреат международных и республиканских конкурсов Алеся Брель (вокал), чтец, актёр Гомельского областного драматического театра Сергей Поздняк. 

В концертном зале прозвучала ставшая классической симфоническая сказка для детей «Петя и волк» С. Прокофьева. Самые маленькие посетители смогли не только насладиться хорошей музыкой, но и услышать рассказ о необыкновенных приключениях маленького мальчика. Порадовало присутствующих исполнение «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Ироничная музыкальная шутка, высмеивающая пороки людей на примере животных, понравилась и взрослым, и детям. В исполнении симфонического оркестра прозвучали также лирические мотивы. Спокойная, возвышенная и вдохновляющая мелодия «Panis angelicus» С. Франка в сочетании с по-настоящему ангельским вокалом солистки Алеси Брель настроила на лирический лад. Необыкновенным подарком для всех любителей спокойной музыки стало исполнение произведения Й. Штрауса «Чардаш Розалинды» из оперетты «Летучая мышь». Минорные мотивы сменились бодрой и ритмичной музыкой из рапсодии для оркестра «Espana» Э. Шабрие. И действительно, настолько разнообразный, яркий и динамичный концерт можно посещать всей семьёй. Гомельский симфонический оркестр и талантливые солисты подарили прекрасное настроение всем, кто пришёл послушать по-настоящему хорошую музыку.

03 Апр 2014

Херардо ЭСТРАДА: Венесуэльцы научились любить классическую музыку

Гомельский городской симфонический оркестр отметил 25-летие яркой концертной программой. На праздничном вечере вместе с нашими музыкантами выступил и дирижер из Венесуэлы Херардо Эстрада (на снимке). Во время репетиции мне удалось задать ему несколько вопросов. Izobrazhenie-012

— Говорят, в Венесуэле буквально в каждой деревне есть свой оркестр, а на финансирование культуры не жалеют денег. Откуда столько интереса к музыке?

— Мы убеждены, что она может изменить общество, поэтому продвигаем музыку во все уголки нашей страны. А вручая детям инструменты, верим, что это оградит их от всего плохого, в том числе преступлений и наркотиков. Конечно, венесуэльцы и сами по себе очень музыкальные люди. В каждом городе есть свои оркестры и программы. Наши люди научились любить классическую музыку. В прошлом году симфонический оркестр имени Симона Боливара в парке Каракаса собрал около двух миллионов человек.

— А когда вы сами увлеклись музыкой?

— Я родился в Каракасе. В три года начал играть на скрипке, потом на ударных инструментах. В будущем мне все это очень помогло. А оркестровое дирижирование изучал в Венесуэле, Аргентине, Испании.

— Вы исполняете мировую классическую музыку и на­циональную. Какие композиторы у вас на родине счита­ются самыми выдающимися?

— Самые известные в Латин­ской Америке Иносенте Кар­реньо, Эвенсио Кастельянос. Мы гордимся ими и хотим по­знакомить с их творчеством как можно больше людей во всем мире. Концерты симфонической латиноамериканской музыки всегда проходят успешно, ведь она интересна и исполнителям, и публике.

— Вы работаете первым секретарем посольства Венесуэлы в Беларуси и в нашей стране уже пять лет. А что вас привело в Гомель?

— Наш национальный герой Франсиско де Миранда был знаком с графом Николаем Румянцевым, поэтому посольство заинтересовалось Гомелем, и пять лет назад мы приехали сюда с нашим латиноамериканским культурным центром. Так начали развиваться наши отношения.

— Языковой барьер, другие музыкальные традиции... Как вам работается с нашим симфоническим оркестром?

— Возможно, удивлю вас, но музыканты во всех странах одинаковы. Меня приглашают в различные белорусские симфонические оркестры, иногда выступаю за границей. В вашем оркестре у меня много друзей, здесь всегда хорошо принимают.

— Недавно в Минске вы делали программу, посвященную памяти Уго Чавеса. Не планируете показать ее в Гомеле?

— Думаю, это реально, нужно лишь время, много времени. К тому же я всегда с большим удовольствием принимаю приглашения к сотрудничеству. Нужно только запланировать проект.

Заказать билет

Ваше имя *

Ваш e-mail или телефон *

Название мероприятия *

×